Памятное место д. Юрт-Ора – место древнего поселения сибирских татар


Датировка памятника - конец XVI века
Категория охраны - региональная, постановление администрации Новосибирской области от 29.11.1994 г. № 447
Адрес - д. Юрт-Ора

Деревня Юрт-Ора (Умар-аул), расположенная на месте традиционного с VIII века проживания сибирских татар, представляет собой сочетание исторического, этнографического и археологического культурного наследия.

Население Юрт-Оры состоит преимущественно из коренных сибирских татар-чатов, формировавшихся как этнос в Новосибирском Приобье с XV века. На территории деревни находится древнее городище. Имеющийся в настоящее время научный материал позволяет говорить об уникальности древнего поселения Юрт-Ора с зоной культурного слоя, а также о его значении для изучения истории и культуры сибирских татар.

Деревня Юрт-Ора является древним поселением чатов – группы так называемых томских татар, входящих
в сибирско-татарский этнос. Томские татары сложились из чатов, эуштинцев и калмаков и заселяют Томский район Томской области, Колыванский район Новосибирской области (деревни Юрт-Ора и Юрт-Акбалык), Юргинский и Яшкинский районы Кемеровской области.

До начала русского освоения Сибири чаты жили в Барабинской степи и представляли собой племенное объединение, возглавляемое князцами и мурзами. С приходом русских в Западную Сибирь чаты сначала платили дань в город Тару, а затем в город Томск. Передвинувшись к реке Оби и перейдя к оседлому образу жизни на Оби, у реки Кривой Луки, в последней четверти XVI века чаты основали городок, который позднее в русских документах стал называться Чатским. Как предполагают ученые, этот городок стоял возле современной деревни Юрт-Оры.

Обские чаты играли большую роль   в охране земель Русского государства от телеутов и калмыков, посылались на службу в разные остроги и городки Запад  ной Сибири, в том числе  в Каинск (ныне город Куйбышев Новосибирской области). В 1805 году   в Юртах Орских проживало 137 татар (74 мужчины и 63 женщины),   в 1897  году – 224 человека, в 1911 году – 270   человек. В их составе было 76 % сибирских татар, 15  % поволжских татар-переселенцев и 9  % русских.

В настоящее время в деревне проживает немногим более 100 человек, большую часть которых составляют коренные сибирские татары. Местное татарское население сохраняет черты традиционного образа жизни и некоторые явления материальной и духовной жизни, хозяйственной деятельности.

Именно в деревне Юрт-Оре в 1970 -х годах этнографам удалось собрать ценные материалы по традиционным орудиям рыболовства (способы рыбной ловли острогами и лучением, удами и др.), средствам передвижения (лыжи-голицы с бортиками, лодки-долбленки, седла деревянные и др.), жилищам и хозяйственным постройкам (землянки, полуземлянки и др.), предметам утвари (сундуки, самодельная посуда, колыбели и др.), национальной татарской пище (записи национальных блюд, способов консервации продуктов и др.), по обрядам при рождении детей, свадебному и погребальному обрядам, народным праздникам (религиозные праздники, сабантуй и др.), народным знаниям, фольклору, мусульманским и домусульманским верованиям.

Многие явления традиционно-бытовой культуры чатов бытуют и сегодня. Этнографы Томского университета в 1969 году и этнографы Омского университета в 1969 и 1979 годах проводили этносоциологическое обследование томских татар, в том числе и жителей деревни Юрт-Оры. Данные опроса по теме «Современные этнические процессы» показывают, что в Юрт-Оре у ее жителей сохраняются относительно высокие показатели национальных черт быта, культуры при показателях положительного отношения к людям других национальностей.

В 1994 году деревня Юрт-Ора с окружающими территориями была поставлена на государственную охрану
как памятник истории. Охранная зона включает всю деревню, прилегающие к ней кладбище, сосновый бор,
участок реки Оби. По предположению историков и археологов на территории Юрт-Оры может находиться древнее городище.

В будущем деревня Юрт-Ора сможет стать опорным пунктом при изучении историко-этнографических источников расселения сибирских татар и как археологический памятник с обзором всего городища и сохранившейся части крепостного вала.